«Я сторонник искренности,
хотя и не всегда это просто даётся».

Президент Страховой группы «Капитал» Руслан Алиев:
Для компании "Человек Публичный".
Руслан Алиев
Алексей Пронюшин. Руслан, мы начали с Вами сотрудничество в рамках консультирования по вопросам публичных коммуникаций. Почему Вы решили уделить этому внимание? Почему это стало необходимым?

Руслан Алиев. Выступать искренне, эффективно, донести то, что ты хочешь, - всё это требует определённого навыка. Не помню, чтобы я готовился к выступлениям, но, как человек, который всегда стремится к совершенству, понял, что надо обратиться к профессионалам. Не могу сказать, что я при этом испытывал какие-то сложности. Скорее целью было посоветоваться, усовершенствовать, подкорректировать. Публичность - это во многом необходимость, которая возникает в определенный момент.

А.П. Вы периодически выступаете перед коллективом, внутри корпорации. Насколько важна эта часть работы управленца, на Ваш взгляд?

Р.А. Думаю, что это очень важная часть. Необходимая, чтобы сплотить разных людей для достижения цели.

А.П. Получалось?

Р.А. Да. Очень важно людей сплотить при помощи искренности. Энергия твоей уверенности передаётся. Если сам искренне веришь в поставленные цели, знаешь, что они достижимы, даже если, на первый взгляд, они такими и не кажутся, можно «зажечь» людей вокруг себя. Это очень важно.

А.П. Руслан, Вы работали в МИДе Азербайджана. Вы работали и работаете в финансовом секторе, в большой компании. Где в большей степени востребована способность человека «зажечь» людей, воодушевить? На государственной службе или в коммерческой деятельности?

Р.А. Всё зависит от того, чем конкретно ты занимаешься, какие решаешь задачи. В Министерстве Иностранных Дел у меня не было необходимости в интенсивной публичности. Была совершенно закрытая, непубличная работа дипломата. Позже, когда я руководил страховой компанией в Азербайджане, моя деятельность стала требовать гораздо более интенсивных коммуникаций. Если говорить о “Капитал Страховании”, то публичность - это часть моей работы.

А.П. Как-то Вы сказали, что стараетесь создать семейную атмосферу в коллективе. Зачем нужна семейная атмосфера? И как это можно сделать в очень большой компании?

Р.А. Семейную – это, безусловно, образное понятие. Речь идёт о коллективе людей, связанных единой целью. В многотысячном коллективе это трудно. Чем больше людей, тем сложнее их связать. Нужно выстраивать коммуникации так, чтобы все в компании понимали, чего от них хотят, как именно это должно быть сделано. При этом становится легче вести людей, управлять коллективом.Связанность коллектива зависит от количества времени и сил, которое ты этому посвящаешь. И это точно не игра в одни ворота. Важно, чтобы сотрудники проживали насыщенную жизнь, чтобы им было интересно. И комфортно. Можно ли это сделать? Да, можно! В “Капитал Страховании” сначала это шло сверху. Начиная с членов правления. Потом на уровне заместителей, потом – на уровне среднего менеджмента. Это работа, требующая ежедневных усилий. Здесь нельзя что-то сделать раз и навсегда. Коммуникации это постоянный процесс, на котором держится корпоративная культура.

А.П. А как проявляется такая атмосфера?

Р.А. Для меня очень показательны внешние моменты: рабочее место, например. Поведение. То, что люди здороваются друг с другом, то, как они это делают. Я часто хожу по рядам, вижу пустое место и спрашиваю – где человек? Люди не безразличны, не отвечают «не знаем», они имеют представление о том, что происходит с их коллегой. Это важно. Я могу, конечно, спросить начальника направления, но я предпочитаю спрашивать у коллег, которые сидят рядом. Важно, что они участвуют в работе и жизни друг друга. Часто бывает, что люди рядом сидят, за одним столом и ничего друг о о друге не знают. У нас такого нет уже давно. Чувствуется дружеская атмосфера, интерес друг к другу, поддержка. И это не просто слова.

А.П. Вы ходите по офису в течение дня?

Р.А. Да, часто хожу по всем отделам компании. Смотрю, спрашиваю. Мне всегда казалось, что одна из задач большого руководителя - обеспечить комфортные условия для работы всех сотрудников. Я должен понимать, как обустроены рабочие места, насколько рабочая атмосфера в коллективе, настроены люди на работу или им что-то мешает ... Это можно увидеть, и для этого необходимо вглядываться. Я захожу в кабинеты к руководителям разного уровня, интересуюсь, как идут дела, что происходит нового, что получается, что нет. Я составляю картину.

А.П. Руслан, одни люди считают, что публичность - это дополнительная нагрузка, инструмент для достижения рабочих целей. Для других это личностная потребность. Для Вас это скорее потребность или скорее инструмент?

Р.А. Для меня лично публичные выступления, вообще, публичность - это не просто личное качество, а часть профессии. И по этой причине мне необходима работа с профессиональными консультантами, в Вашем лице, например. И далее понадобится. Способность к публичным выступлениям, как и любой рабочий навык, необходимо развивать.

А.П. Сложно ли для Вас выступать на публике?

Р.А. Многое зависит от настроя. Способность, несмотря ни на что, собраться и выступить приходит с годами. Зажигательно, красиво, убедительно. Для этого нужны годы практики. Но, если отбросить сиюминутные факторы, то я рассматриваю публичные коммуникации не как проблему, а как задачу. Мне естественнее выступать, импровизируя. Конечно, план в виде тезисов, я составляю. Но если я владею темой, понимаю о чём говорить, то особой сложности не возникает.

А.П. Вообще, внешние коммуникации, это проще или сложнее, чем внутренние?

Р.А. Я, как человек порой прямолинейный, понимаю, что есть вещи, которые иногда говорить не нужно бы, но хочется. Это наиболее трудный аспект внешних коммуникаций. В дружеской беседе можно высказаться по любому поводу и понять друг друга. Но когда ты выражаешь официальную позицию, нередко приходится сглаживать углы. При этом, с одной стороны, нужно донести сообщение до внешнего мира неискажённым, с другой стороны - не сказать лишнего. Вот это для меня главная задача.

А.П. Известно, что страх перед публичными выступлениями один из самых сильных. И люди стараются максимально отодвинуть это от себя, хотя и понимают, что это нужно. Если нечасто надо выступать – ну, напрягусь, соберусь. Но, поскольку, это непросто, если ты не определённого склада, то чем меньше внимания этому уделяешь, тем проще жить. Как Вы относитесь к такой позиции?

Р.А. Все мы проходили периоды, когда оставляли сложное «на потом». В своё время я это переборол и всегда начинаю работу с самого сложного. Что касается выступлений, я работаю с этим: наблюдаю, как выступают другие, что они говорят. Читаю интервью, смотрю публичные выступления, замечаю и анализирую приёмы, которые используются. Бывают в профессиональной жизни моменты, которые требуют подготовки. Нужно усилие, чтобы донести своё послание до людей, следовательно, нужно уделить этому внимание, подготовиться. Но подготовка не сводится к придумыванию красивой речи, не отражающей твою точку зрения. Искренность, тепло, энергия выступающего человека, вот в чём я вижу залог успеха в публичности. Подготовка к публичным выступлениям, труд и заключается, с моей точки зрения, в том, чтобы найти эффективный способ изложения своих подлинных мыслей, а не придуманных кем-то специально для внешнего эффекта. Я сторонник искренности, хотя и не всегда это просто даётся.


Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея