Имиджмейкер Елена Русская

имиджм политика

Говорят, характер и внешность не выбирают. Так решила за нас природа. И Господь Бог. Впрочем, есть случаи, когда такой выбор сделать необходимо: начиная с внешности и заканчивая отношением к жизни и самому себе. По словам героини этого материала, на столь существенные перемены её клиентов (среди которых подавляющее большинство составляют бизнесмены и политики) толкают два обстоятельства: большие деньги и большая власть.

Для имиджмейкера политики - огромное поле деятельности. Без режиссуры здесь не обойтись ни дня, - считает руководитель Русской школы имиджа, один из ведущих у нас в стране консультантов по публичному поведению Елена Русская. И хотя предвыборная кампания-2003 уже закончилась, расслабиться Елене и её коллегам не удастся. С окончанием предвыборных гонок для имиджмейкеров начинается новый, не менее азартный марафон.

Гибель богов

Лет шестнадцать назад о том, как называется её специальность, Елена и не подозревала. Консультацией по имиджу её клиенты интересовались лишь с точки зрения этикета: что сказать, во что одеться, как не оплошать во время деловой встречи, званого обеда. Сегодня картина изменилась. Обращаясь за консультацией к имиджмейкеру, о конфузах влиятельные люди думают меньше всего. Работа над имиджем стала частью их профессии. Отправляясь на эту встречу, я невольно вспомнила эпизод из рязановской мелодрамы "Привет, дуралеи!", тот самый, где темпераментная Татьяна Догилева (по сценарию - хозяйка модного имиджсалона) придумывает слегка обалдевшему Александру Ширвиндту (некоему политическому деятелю) новое лицо. К своему клиенту киношная имиджмейкерша беспощадна: из жгучего брюнета он превращается в... рыжеволосого блондина. У Елены Русской этот киноэпизод вызывает улыбку.

- Некоторым кажется, если поменять причёску, то поменяется и имидж. На самом деле всё гораздо сложнее. Один из главных законов имиджа - гармония, единство внутреннего и внешнего. Проблема не в том, какая у тебя причёска, а в том, что ты ею выражаешь, в образе, который за всем этим стоит. Придя ко мне на консультацию, действующие и будущие политики нередко завышают планку. Приходится таких гигантоманов приземлять. Если меня просят: сделайте так, чтобы я победил в предстоящих выборах, я непременно отвечаю: "Это не ко мне. Это к Господу Богу". Нельзя сделать из человека того, кем он не является на самом деле. Обидного разоблачения не избежать.

Клиент 007

Работа с имиджмейкером - занятие нелицеприятное. Постигая азы политического обольщения, высокопоставленные клиенты порой узнают такое, в чём не решались признаться даже самим себе.

- Многие приходят к нам с так называемым мещанским комплексом, - говорит Русская. - Эти люди стесняются всего: фотографироваться, публично выступать, давать интервью, принимать подарки, комплименты в свой адрес. Вообще любого искреннего проявления чувств. Выбор такого человека - "холодная голова". Получается этакий "головастик": думать умеет, а чувствовать - нет. Одного он не учитывает - веяния времени. Пресный человек большого успеха сегодня не добьётся. На политическом Олимпе нынче царствует парадигма естественности. Проблемы своих клиентов опытные коллеги Елены Русской определяют с первого взгляда. Достаточно посмотреть, как человек разговаривает, как двигается, как сидит, даже... как он дышит. Поверхностное дыхание, к примеру, свидетельствует о поверхностных связях и неуверенности в себе, постоянно скрещённые ноги - о подавленной сексуальности и проблемах в общении с противоположным полом, неестественно сжатая челюсть - об эмоциональной зажатости. Свои нелестные наблюдения Русская, предпочитающая жёсткий стиль работы, от высокопоставленных клиентов (среди которых был, например, экс-президент Горбачёв) не скрывает, сознательно провоцируя их на откровения. Подобные "беседы за жизнь" люди, карабкающиеся на политический Олимп, переживают болезненно. На занятиях Елены Русской некоторые просто плачут, а у одного из новоиспечённых политиков даже случился... эпилептический припадок. Пришлось расторгнуть контракт.

- В работе над имиджем человек обязательно должен пройти через боль, - считает имиджмейкер. - Особенно если речь идёт о человеке публичном. Настоящий политик - это всегда, своего рода, мутант (ибо кому же ещё придёт в голову управлять миллионами людей). И чем быстрее он примет свою неоднозначность, тем большего успеха ему удастся достичь. На то, чтобы притереться друг к другу и выяснить, чего же всё-таки хочет достичь клиент, как правило, уходит занятий десять. Первые беседы записываются на видеоплёнку, а затем детально изучаются психологом и специалистом по телесно-ориентированной работе. Все сведения о клиенте тщательно шифруются. Как правило, в шифре используются цветочные названия или просто цифры. Некоторых клиентов имиджмейкер сопровождает в деловых поездках (особенно когда подопечному предстоит ответственная встреча или выступление), уже в самолёте или машине детально проговаривая с ним каждый предстоящий шаг: как обратиться к той или иной аудитории, куда лучше встать, где следует чётко придерживаться протокола, а где стоит его нарушить.

- Любой социальный образ - это мини-спектакль, - считает Русская (режиссёр по образованию). - Со своей завязкой, кульминацией, сменой декораций. Политика - это театр.

Политика узнаешь по походке

И как во всяком театральном действе, в социальном спектакле множество условностей и тонкостей. Так, выступая перед избирателями, не стоит становиться слева от слушателей. В этом случае внимание зала будет сконцентрировано не на ораторе, а на тех, кто стоит справа от него. Такова психология человеческого восприятия. В режиссуре есть такое понятие, как азимут пространства, по которому левая мизансцена считается предварительной, а правая - окончательной. По мнению профессиональных имиджмейкеров, не учитывать этого нельзя. Отправляясь на встречу с бастующими шахтёрами, ни в коем случае нельзя надевать дорогие часы, а на совещании с банкирами называть их "товарищи". Выступая борцом за социальную справедливость, неплохо при встрече с избирателями невзначай обронить записную книжку с фотографиями сына-студента и дочери-первоклассницы и посетовать на то, что в последнее время становится всё труднее обеспечить ребёнку хорошее образование, которым некогда так славилась наша страна. Помимо имиджмейкера созданием социального образа клиента в солидных агентствах занимается целая служба: парикмахер (который выбирает ему соответствующую причёску), стилист (который подбирает ему костюм), специалист по сценическому движению (который учит его этот костюм носить). Некоторым клиентам имиджмейкер предлагает поменять походку или какое-то время вместо брюк походить в джинсах. Другим приходится довольно долго работать над тем, как они говорят, со специалистом по технике речи и психолингвистом. По словам Русской, одна из самых больших бед наших политиков заключается в том, что они совсем не готовы слушать. Друг друга, избирателей, ведущего в телестудии. В последнее время в политимидже появилось такое понятие, как интонационная компетентность.

Дневник его жены

В последнее время к внушительному штату специалистов по созданию политимиджа в уважающих себя агентствах добавились врачи и психологи.

- Даже если человек не новичок в политике, сама предвыборная кампания для него большой стресс: слишком многое поставлено на карту, - считает Русская. - Подсознательно эти люди очень боятся быть разоблачёнными, не оправдать возложенных на них надежд (в психологии это называется синдромом самозванца) и отчаянно нуждаются в психологической поддержке, в человеке, на которого можно хотя бы символически переложить груз ответственности. Не только во время встреч с избирателями, но и дома. По ходу дела Русская частенько вовлекает в процесс создания социального образа политиков их жён. Чтобы сделать удачную карьеру, их клиентам нужно иметь надёжный тыл. Которого подавляющему большинству наших парламентариев как раз и не хватает. Вопреки бытующему мнению депутатские жёны далеко не всегда бывают в восторге от профессиональных успехов своих мужей. А посему главный аспект работы с жёнами - психологический. Имиджмейкеру важно, чтобы супруга его клиента не только примирилась с политической деятельностью своего мужа, с его постоянными совещаниями-заседаниями, командировками, но и стала ему опорой. К заветной цели на занятиях идут постепенно. Некоторым политсупругам дают домашнее задание: прочитать ту или иную книгу, сходить на тот или иной спектакль, посмотреть тот или иной фильм, а то и прослушать курс по... сексологии (полноценная интимная жизнь для политика-мужчины - мощный энергетический заряд). Претендентам на политический олимп "женские" консультации (как, впрочем, и свои собственные) влетают в копеечку. Цены на услуги имиджмейкера высшего класса в солидных агентствах приблизительно одинаковые - $100-400 в час. Продолжительность занятий зависит от контракта. Одним достаточно разовой консультации, другим требуется длительная помощь. У Русской есть клиент, которого она консультирует уже седьмой год. О том, что они и их жёны обращались к имиджмейкеру, вчерашние клиенты, как правило, не распространяются. А расставаться со своей наставницей предпочитают не прощаясь, по-английски. Вступать с ней в дружеские контакты по условиям контракта им категорически запрещено. Русская не обижается. В конце концов, победа политика - это не её победа. Имиджмейкер лишь задаёт клиенту нужное направление. Основную работу делает он сам.

Татьяна Гурьянова
Газета Версия


Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея