Приемы публичных выступлений: подстройка.



Проходящие ежегодно прямые линии с Владимиром Путиным дают много примеров, иллюстрирующих различные приёмы, которые помогают сделать публичные выступления эффективными. В данной заметке я покажу на примерах , что такое подстройка и как она может выглядеть в ситуации публичности.

Примеры, используемые в этом тексте, даны как иллюстрации – всё, о чём будет говориться ниже, применимо к выступлениям любых спикеров: представителей компаний, пресс-секретарей, представителей органов местной власти, общественных организаций, преподавателей и т.д. Кроме того, почти всё, что касается техник выступлений, значимо для любых коммуникационных форматов. Например, для любых деловых разговоров двух собеседников. Подстройка это важнейшая часть коммуникации. И её можно и нужно продумывать заранее. В примере ниже показан фрагмент художественного фильма, в котором главная героиня (профессиональный коммуникатор) не пренебрегает этим.

Х/ф «Опасная игра Слоун», реж. Джон Мэдден, 2018г., США-Франция


Речь идёт о приёмах публичных выступлений, а их содержание для темы статьи значения не имеет. Конечно, существует много различных техник, позволяющих эффективно выступать публично. Как начать выступление, как приветствовать аудиторию, как завоевать и удерживать внимание, как реагировать на вопросы – из всего этого складывается удачное (или не очень) выступление. Всему этому можно научиться у профессиональных консультантов на тренингах публичного выступления, можно узнать из различных текстов.

Вам предстоит публичное выступление на мероприятии, которое предполагает интерактивную часть. То есть, Вам будут задавать вопросы, и Вам придётся на них отвечать. Как это сделать лучшим образом? Специалисты по коммуникациям, в том или ином виде, чаще всего, описывают один и тот же алгоритм, помогающий эффективно отвечать на вопросы аудитории в публичной ситуации. Первый шаг, который облегчает коммуникацию между двумя сторонами это имя. Имя – самое главное слово для человека. Если мы хотим эффективного диалога, если мы хотим расположить собеседника к разговору, к теме, к себе – необходимо называть его по имени. Даже, когда перед нами не один человек, а целая аудитория, мы можем называть её групповым именем. «Коллеги», «друзья», «товарищи», «дамы и господа» - это всё примеры группового имени. Первый Президент современной России Борис Николаевич Ельцин использовал для этого случая своё фирменное: «россияне».

Итак, если есть такая возможность, в начале своего выступления и в начале ответа на вопрос из зала назовите имя Вашего собеседника. Того, кто задавал вопрос. Для того, чтобы это было возможно сделать, деловой протокол требует представляться всем, кто хочет вставить даже короткую реплику на публичном мероприятии. Говоря имя собеседника, Вы устанавливаете первый «мост» между вами. Во всех приведённых примерах Президент начинал ответ на вопрос с того, что произносил имя спрашивающего.

Второй шаг, так же, как и первый, уместен и в начале всего Вашего выступления, и при ответе на каждый конкретный вопрос в интерактивном режиме. Ответ на вопрос это маленькое «выступление в выступлении»: в нём повторяются почти все части, необходимые для построения любого сообщения. Этим вторым шагом становится подстройка к собеседнику. Очень желательно найти что-то, что может вас связывать: припомните историю, как Вы были в его (спрашивающего) городе (компании, отделе). Или напомните в начале своего выступления о разговоре, который у вас был в прошлом. В примерах ниже: «я помню нашу встречу», «я бывал на Магнитке неоднократно…» . Так Владимир Путин делает подстройку к собеседнику. Расскажите в этот момент об общем прошлом. Напомните, что у вас уже есть совместная история – подходящий повод часто можно придумать «на ходу» или, как в примере выше, продумать заранее. Это второй «мост», который поможет лучше понять друг друга. Или сделайте собеседнику комплимент. В приведённом примере В.Путин, отвечая на вопрос рабочего металлургического комбината: «…Вы с душой относитесь к своему родному предприятию». Подстройка это то, что сближает людей.


Тут же может быть рассказана какая-то история из личного опыта или воспоминаний, если позволяет время, конечно. Замечу, что в приведённых примерах, время было ограниченно, но всё равно, Президент каждый раз не пропускал эти два важнейших шага при ответах на вопросы – имя собеседника и подстройка. Кроме того, что это позволяет немного смягчить, «согреть» разговор, ещё и даёт время подумать над ответом «по сути».


Ещё один пример подстройки, на этот раз, в самом начале выступления. Речь начинается с того, что оратор обращается к прошлому, к которому все собравшиеся не равнодушны. «Эта компания пережила несколько экономических спадов, одну великую депрессию и две мировые войны» - перечисление подряд фактов, показывающих значительность совместной истории, общего прошлого. Само по себе это вызывает у присутствующих эмоции, с самого начала речи.

Х/ф «Чужие деньги» , реж. Норман Джуйсон, 1991г., США

Показанные видеофрагменты это только иллюстрации к малой части того, из чего складывается эффективное общение самых разных форматов: от парного диалога до медийного публичного выступления. Изучая техники, приёмы, комбинируя их с технологиями структурирования содержания (например, message house), приобретая привычку работать в центре внимания на тренингах, потенциальный спикер от раза к разу становится более понятным своим слушателям, более убедительным и более эффективным.

См. также:

Мультимедийный семинар "Человек Публичный": между обучением и развлечением




Алексей Пронюшин
Компания «Человек Публичный»

Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
публичные выступления тренинги
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея