Итак, чтобы подобного не происходило, первое правило: не читать полный текст. А значит – не писать его на бумагу! Чтобы не сбиться, нужно не читать, а рассказывать. Чтобы не забыть, нужно не выучивать речь, а максимально импровизировать: публичное выступление в современных условиях, чаще всего, ситуативно. Оно предполагает не жёсткое следование задуманному порядку, а интерактив, реагирование на обстоятельства «здесь и сейчас». Записать можно только отдельные тезисы, в виде плана. Нечто, похожее на оглавление книги, основным содержанием которой и будет ваша устная речь.
И тут работает второе правило: количество записей нужно минимализировать. Даже если предполагается долгое выступление. Записи служат только одной цели: напомнить выступающему какие-то содержательные части, которые он продумал заранее. Тогда спикер будет импровизировать по плану, и речь получится живой. Во всяком случае, по сравнению с чтением. Кроме того, в большом количестве записей легко запутаться.
Но из всех правил бывают исключения. В особо торжественных, ответственных случаях и тогда, когда спикер категорически не хочет выходить на публику, не имея полного текста перед глазами. Примером может служить торжественная речь на параде Победы 1945г. маршала Георгия Константиновича Жукова. На снимке ниже две из уцелевших страниц, по которым Жуков читал речь.
Фото конспекта речи Г.К.Жукова
Как мы видим, на листах напечатан полный текст, который оратор дословно зачитывает. С пометками «тише», «быстрее», «торжественнее», «суровее». Это работает, когда речь не очень длинная. Торжественные речи, как в этом случае, обычно записываются как песня, своеобразными «куплетами». Каждый такой «куплет» становится относительно законченным по смыслу и умещается в один ритмический и интонационный такт. В фонетике такому отрезку речевой цепи есть своё название: синтагма. Такой способ записи существенно облегчает оратору задачу, по сравнению с речью, напечатанной сплошным текстом.
Третье правило для записей: во всех случаях, что бы ни было напечатано или написано на бумаге, это должно быть отображено относительно крупным шрифтом. Настолько крупным, чтобы бросив мимолётный взгляд, спикер мог в долю секунды разобрать необходимое ему предложение, не напрягая зрение. Иногда можно наблюдать, как выступающий щурится и приближает записи к лицу, чтобы разобрать написанное. Повисает ненужная в этом случае пауза. На примере текста Г.К.Жукова видно, что шрифт, используемый в этом случае, довольно крупный.
Иногда спикеру бывает удобнее записывать тезисы не в виде списка, а в виде некоего графического представления. Своеобразная «маршрутная карта» публичного выступления, на которой указываются основные содержательные пункты и связи между ними. Такой приём широко распространён на западе, и многие авторы подробно описывают его и рекомендуют использовать. Например, известный американский специалист по публичным коммуникациям Рон Хофф: в его работах можно найти много информации по этому поводу. Практика работы с клиентами показывает, что немногим нашим соотечественникам удобен такой способ, особенно это касается представителей старшего поколения. Но в последние годы его используют чаще и чаще.
Снимок ниже – это конспект длинной предвыборной речи одного из кандидатов на пост губернатора Красноярского Края. В этом конспекте отражены основные содержательные блоки, объединённые в более крупные главы, показаны связи между ними. Естественно, такая карта служит всё той же цели: напомнить выступающему о том, что он уже и так подробно продумал и сформулировал. Некоторые ораторы и вовсе отказываются в этом случае от словесного выражения, используя удобные им рисунки или знаки. Подобная карта всегда очень индивидуальна.
Фото «маршрутной карты» публичного выступления
Ещё одно важное замечание. Чаще всего, спикеры используют для записей листы формата А4. Это не только неудобно, но и некрасиво: сам вид стопки таких листов заранее настраивает аудиторию на то, что будет долго, нудно и неинтересно. Поскольку мы отказываемся от написания сплошного текста, то и формат листов может быть изменён в меньшую сторону. Оптимальным вариантом можно считать т.н. «карточки», форматом А5 или А6. Их удобно взять с собой и оперировать ими, даже если вы выступаете стоя. На каждом таком листке записан один законченный логический блок, их удобно перебирать, если запланированный порядок речи нарушился. В этом случае, как и во всех остальных, действует то же правило: чем меньше карточек, тем лучше. Но, конечно, их количество будет зависеть от продолжительности выступления, объёма информации. На них удобно записывать нужные цифры и факты, образы и метафоры.
Иллюстрация - кадр из х/ф "Король говорит", где главный герой использует нестандартные форматы листов для записей.
Кадр из x/ф "Король говорит", реж. Том Хупер, Великобритания, 2010г.
Конечно, в каждом конкретном случае количество, содержание, форма представления записей индивидуальны. Кому-то удобнее маленькие карточки, а кому-то план-оглавление. Каждый спикер определяет это для себя опытным путём. Если это даёт уверенность, если есть положительный опыт использования, то записи помогут в момент публичного выступления. Особенно, на первых порах. Но всё же - лучшая бумажка это её полное отсутствие.
Алексей Пронюшин
"Человек Публичный"