Типичные ошибки |
Как их исправить |
Опоздания. Начало и окончание всех мероприятий (личных встреч, сервисов, посещение тренажерного зала и пр.), совещаний, публичных выступлений в большинстве случаев задерживается непозволительно долго. Результат тактический: ежедневно плывущий график. Результат стратегический: репутация непунктуального и ненадежного человека. |
Все мероприятия и встречи должны начинаться и заканчиваться вовремя. Протокольное время опоздания – 5 минут. В публичных мероприятиях недопустима задержка на 10% от общего времени выступления. |
Иногда график забит под завязку. Если это исключение, а не правило – это нормально, но такое допустимо редко. |
Невозможно структурировать время, если оно все занято. Каждый день должно оставаться 20% резерва. В идеале этот резерв так и остается свободным, в это время нужно научиться быть одному, без телефона, отвлекаясь от текучки. Если график «поплыл» и вы точно не успеваете на встречу – для вас сейчас лучше отменить ее, чем опоздать. |
Мысли формулируются расплывчато. В итоге получается долго и непонятно. |
Формулировать четко каждую мысль. Лучше сказать меньше, чем больше. |
Много слов-паразитов: «ну», «это самое», «то есть» и др. Сорные слова используются, когда хочется сказать много здесь и сейчас, возникает раздражение, возникает волнение. |
Выработать привычку ловить слова-паразиты за мгновение до того, как они произнесены, и не произносить их. «Волшебной таблетки» тут нет – это именно привычка, приходящая с практикой. И снова: формулировать четко каждую мысль. Лучше сказать меньше, чем больше. |
В момент волнения предложения не завершаются, глотаются окончания слов и целых фраз. Голос тихий. Результат – ощущение неуверенного человека. |
Делать речевое усилие над каждым предложением, договаривая его четко и до конца. Это вопрос внимания и силы воли. В речи, даже повседневной, нет мелочей: каждое ваше слово важно, каждое на вес золота, поэтому должно произноситься четко. |
Когда приходит новая мысль, то не завершается та, которая излагается в данный момент. Результат – невнятность, ощущение того, что человек сам не знает, что хочет сказать. |
Надо записать в блокнот пришедшую мысль, не прерывая разговора или выступления. Если она кажется важной здесь и сейчас – озвучить ее только после доведенного до логического конца тезиса. Стараться свести к минимуму количество таких ситуаций. Лучше оставить новые мысли для следующего совещания, выступления или для общения в кулуарах. |
План выступления часто не соблюдается, в него добавляются какие-то посторонние темы и блоки. |
Важно стараться не добавлять новых тем по ходу общения. Если есть ощущение, что тему просто необходимо добавить – то следует заменить ей один из ранее запланированных блоков, а общее время выступления или совещания сохранить неизменным. |
Во время выступления, когда регламент близок к исчерпанию, есть желание говорить все больше и больше, чтобы сказать и объяснить все. Результат: послания нет, выступление затянуто (иногда в два раза), важное и планируемое не сказано; а то, что не планировалось, сказано не один раз. |
Если во время выступления (ровно, как и важной деловой беседы) возникает угроза не уложиться в запланированное время, нужно сокращать промежуточные блоки текста или беседы, но обязательно оставлять послание и финал. |
Иногда одновременно решается много задач. Выглядит это так: у каждого уха по телефону и начатому разговору. |
В каждую единицу времени стараться решать только одну из задач, даже если все они мелкие. Особенно это важно, когда есть свидетели: это задает ощущение солидности, а не суетливости. |
Иногда при постановке задачи коротко обрисовывается ее суть и сразу же осуществляется переход к следующей задаче. Бывает, люди не понимают, что именно и когда нужно сделать. Результат: хотели получить флешку с отчетом, получили пустую флешку. |
Важно проговаривать вслух суть каждой поставленной задачи, ее важные моменты, дату исполнения и ответственного. Всегда коротко резюмировать сказанное. |
Если делегируете – делегируйте до конца, а не наполовину. Пример: сказали помощнице: «Сама реши, в чем мне завтра пойти на мероприятие». Назавтра: «Зачем мне синий костюм, я хочу черный». |
Люди готовы подстраиваться под ваши желания и капризы, но капризы ценны тем, что они случаются редко, это исключения, а не правило. Важно научиться передавать ответственность, понимая, что другие люди никогда не могут на 100% предугадывать ваши пожелания. Передавая ответственность, важно учиться принимать результаты с осознанием вышесказанного. Иначе начинает формироваться образ самодура. |
Законченные дела пропадают из «оперативной памяти» без эмоционального следа. И сразу следуют новые задачи. Результат: важность достигнутого не видна ни самому, ни членам команды. |
Надо создавать ощущение завершенности. Задача решена – зафиксировать результат. Сказать самому себе или исполнителю, в зависимости от того, чья задача: "есть, решено!". Иногда давать оценку качества исполнения. Ценить достигнутое! |
Задаваемые вопросы часто не дослушиваются до конца. Собеседник перебивается – и сразу следует встречная реплика. Тактический результат: у окружающих возникает мысль, что за них уже решили. Зачем тогда спрашивать и проявлять инициативу? Стратегический результат: руководитель выглядит ненадежно и не солидно, производит ощущение человека, который не может справиться с эмоциями. |
Дослушать вопрос до конца, даже если он понятен с середины. Выдержать паузу около 2 секунд. Отвечать конкретно на заданные вопросы, а не в контексте заданных вопросов. Потом расширять ответ, если это необходимо. |