Человек Публичный
Коммуникации публичные и не очень: а в чем разница?
универсальная

коммуникативная компетентность



Когда мы слышим слово «публичность», то обычно представляем себе большой зал со зрителями. Или телевизионный эфир. А когда нас попросят привести ассоциативный образ к словосочетанию «личное общение», то обычно это картина беседы двух человек тет-а-тет. И как само собой разумеющееся, мы предполагаем, что в первом случае человеческие коммуникации радикально отличаются от второго. Но это не совсем так. (В этом тексте «общение» и «коммуникации» используются, как синонимы).

Общение само по себе предполагает участие в нем сторон. Скольких сторон? Более чем одной. И это лишь одна из характеристик общения, которую иногда еще называют аудиторией или сторонами коммуникации.

А ещё есть такие характеристики, как содержание, функции, стиль и др. Это те аспекты, которые корректируют выражение явления и наше представление о нем, но оставляют неизменной саму природу, саму суть.

Когда был открыт закон всемирного тяготения, он позволил описать и осознать, почему предметы падают на землю. Чуть позднее выяснилось, что в разных частях планеты они падают с разным ускорением, из-за неидеальной формы Земли. Но суть явления от этого не меняется: существует свободное падение, и мы можем предсказать, какое оно будет в том или ином случае.

С общением то же самое. Принципы, по которым оно проистекает, одни и те же, идёт ли речь о выступлении на форуме для большой аудитории коллег; о комментарии в эфире или о новогоднем тосте в кругу семьи. Более того, даже о разговоре с близким и хорошо знакомым человеком один на один.

Это разные ситуации, со своей спецификой, но подчиняются они одним и тем же принципам. Во всех этих случаях работают базовые закономерности коммуникации, подобно тому, как формула закона тяготения работает везде и всегда, хотя значения в нее подставляются разные.

В словарях публика определяется, как «группа или отдельные лица, находящиеся где-либо в качестве посетителей, зрителей, слушателей». То есть, отдельное лицо это публика. В переводе с английского public - общество. Но общество это любое количество людей, отличное от единицы. Вспомните, как мы говорим: «мне приятно твое общество», имея в виду под обществом всего лишь одного человека. И это совершенно точная формула языка, потому, что двое это минисоциум. И публичной деятельностью можно назвать такую деятельность, у которой есть свидетели(ь).

Для кого-то это не очевидный и трудный для принятия факт, но именно он позволяет говорить о коммуникативной компетенции, как об всеохватывающей и очень существенной грани личности.

Коммуникативная компетенция это совокупность умений, необходимых для общения, предполагающая ситуативную адаптивность и владение вербальными и невербальными средствами поведения. А коммуникативная  компетентность – это наличие и мера такой совокупности у конкретного человека.

На примерах публичных выступлений в больших аудиториях и парных диалогов можно увидеть, что коммуникации пронизаны общими принципами и закономерностями, вне зависимости от ситуации. Сравнивая такие форматы, можно эффективно исследовать межличностные коммуникации и развивать собственную коммуникативную компетентность. А еще понять, в чем же подлинные ситуативные различия.
Можно выделить пять базовых принципов межличностной коммуникации.

Универсальность коммуникаций

1 принцип уже описан выше – это универсальность. Независимость от количества собеседников и от формата общения. Есть базовое ядро, которое остается неизменным, и выражается в системе навыков общения.

Иррациональность коммуникаций

2 принцип – это заметная иррациональность процессов общения. Человек существо не до конца рациональное. Предсказать не то, что поведение другого, но и  свое собственное, невозможно на сто процентов. Любой человек, доживший до более-менее зрелого состояния личности, имел такой специфический опыт: если бы ему сказали еще месяц назад, что он, например, совершит определенный поступок, он бы ни за что не поверил бы. «Это точно не про меня», «я никогда не…» или «я точно сделаю…» - вот фразы, которые каждый из нас, на протяжении жизни, говорил хоть раз. А затем мы, сильно удивляясь сами себе, демонстрируя поведение, которое считали для себя невозможным, говорим: «жизнь - сложная штука…». И задумываемся, становясь менее категоричными. Важнейшей частью коммуникативной компетентности становится умение быть эффективным в состоянии частичной иррациональности и неопределенности.

Мы не машины. Мы не до конца рациональны. Это не слабость, а сила, подлинная человечность. Но именно это не дает нам гарантированно эффективных алгоритмов коммуникаций. Нет таких инструментов в общении, которые со стопроцентной вероятностью приведут нас к тому или иному результату.

Иерархичность коммуникаций

3 принцип. Ненасильственные иерархии или принцип ситуативного неравенства. В большинстве случаев, мы находимся в ситуациях коммуникации с неравными нам собеседниками: по социальному статусу, по авторитету в этом минисоциуме, по должностной позиции, по уровню зависимости (любой, от финансовой до эмоциональной) друг от друга и так далее. Это само собой вытекает из того, что люди разные. И накладывает специфический – иерархический – контур на процессы общения.

Композитность коммуникаций

4 принцип – композитность или мозаичность. Композитный означает смешанный, состоящий из многих компонентов. Коммуникативный процесс состоит из целой системы приемов, техник, уловок, микронавыков, способностей. Подобно тому, как мозаика состоит из множества элементов. Что будет, если из кирпичной стены выбить несколько кирпичей? Будет две-три дырки, стена немного потеряет в прочности и внешнем виде, но она устоит. Но если выбить какое-то критическое количество кирпичей – она рухнет. Вот и любое общение устроено подобным образом. Именно поэтому коммуникативная компетенция подразумевает систему из многих умений.

Волевая природа коммуникаций

5 принцип. Принцип волевого действия. Коммуникативный акт – это, прежде всего, акт воли. В современном обществе интеллект стал, своего рода, фетишем. Зачастую люди предполагают, что для эффективных коммуникаций, прежде всего, нужно интеллектуальное усилие. Но прежде всего, нужно волевое! Для общения, сближения с Другим - именно так, с большой буквы - нужна смелость. Сближение – не для слабаков. И не важно, в каком контексте это сближение и с какой аудиторией. Для одних людей, в одних ситуациях, выход на сцену в большом зале будет требовать преодоления себя, усилия именно в волевой части. А для других людей, важный разговор с близким человеком (супругом, ребенком, другом) требует неимоверной смелости. И в обоих случаях интеллектуальные усилия отходят на второй план. Сообразить, как вести разговор, зачастую проще, чем осмелиться на него.

Выводы

• Коммуникативная компетентность универсальна, и из этого следует практический вывод: развивая навыки публичных выступлений, мы автоматически развиваем способность к парному контакту. И напротив, обучаясь диалогу, ведению разговоров тет-а-тет, мы вооружаем себя инструментами, многие из которых работают, если придется выступать на стадионе.

• Развивать и тренировать нужно не только интеллектуальные навыки, но и волевые качества собственной личности.


• Коммуникации сложны, имеют иррациональную состовлающую. Это требует высокой степени адаптивности и способности выдерживать неопределенность.

Коммуникативная компетентность обеспечивает нам жизнь среди себе подобных, ведь все, что мы получаем от жизни, мы получаем, так или иначе, от людей. И отдаем им же.

Коммуникативная компетентность – это та сторона личности, которой мы развернуты к миру.

Алексей Пронюшин
"Человек Публичный"
123001, Москва, Ленинский п-т, д. 2А

Человек Публичный
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ